|
|
Горицкий монастырь в Переславле-Залесском |
|
|
Горицкий монастырь в Переславле-Залесском (Музейный переулок). Основанный, вероятно, в начале
XVI в. на краю возвышенности, поднимающейся над приозёрной низиной, Успенский монастырь за своё расположение на горе получил название Горицкий. Это был один из богатых и знатных
монастырей. Уже в XVI в. в нём было несколько каменных сооружений. В следующем столетии монастырский ансамбль украсился нарядными башнями, воротами, палатой привратника. В середине
XVIII в. Горицы стали центром обширной епархии, но не надолго. Постепенно монастырь стал приходить в упадок, пока в 1919 г. здесь не устроили Переславль-Залесский музей, существующий
и поныне. К сожалению, самые древние сооружения Гориц не дошли до наших дней. Они были разобраны во время перестройки ансамбля в XVIII в. и в следующем столетии из-за ветхости.
Главный храм обители - Успенский собор. Он сооружался в середине XVIII в.
|
Его наружное убранство скромно, но внутри храм поражает пышностью декора. Характерные для стиля
барокко лепные украшения были выполнены мастерами из Нового Иерусалима под руководством Алексея Петрова. Высокий и
торжественный иконостас резали московские мастера из артели Якова Жукова.
К XVIII в. относятся также колокольня (открыта смотровая площадка), прорезающая восточную стену монастыря, и Никольская надвратная церковь.
Трапезная палата со Всехсвятской церковью построена в XVII в. В 80-е гг. XIX в. здание было переделано, и в нём разместилось духовное училище. Сейчас здесь экспозиции краеведческого музея.
|
|
|
Однако, по мнению специалистов, наибольший интерес в Горицах представляют "Святые ворота" с палатой
привратника - прекрасный образец "узорочной архитектуры" XVII века. Фасады этих сооружений, выложенные из фигурных кирпичей, удивляют своей нарядностью. Нужно было обладать недюжинным
мастерством и буйной фантазией, что бы создать из кирпича сплошное каменное кружево. К сожалению, имя мастера кануло в веках. По каким-то причинам зодчий не смог завершить начатую постройку -
надвратную церковь и палату завершал уже другой, менее талантливый мастер и в более позднее время.
Монастырская ограда относится к двум строительным периодам: южная и юго-западная возводилась в XVII в., а северная - в XVIII столетии.
|
| |